Социально-психологическая адаптация и социально-психологическая реабилитация

В жизни любого человека случаются моменты, когда прежние способы справляться с собой, с чувствами, с собственным состоянием, перестают помогать. Знакомые раньше тропинки приводят в  тупики. Эти моменты подсказывают нам, что пришло время обратить внимание на себя, чтобы изменить прежнее видение ситуации, проверить свое ощущение реальности, получить объективную обратную связь, открыть в себе новые ресурсы и получить к ним доступ. Чтобы начать это делать, можно и нужно выбрать время для себя и найти способы своей адаптации к сложившейся ситуации.

Индивидуальная консультация лиц старше 18 лет имеющих или получивших инвалидность по зрению, консультации для родителей в семьях которых есть ребенок-инвалид, групповые занятия направленные на повышения степени социальной адаптации и социализации в обществе.

Кроме этого,    разработка и внедрение  социальных проектов направленных на реабилитацию и адаптацию инвалидов в различных сферах общества, направленных на снижение социальной напряженности между обществом и инвалидом, оказывание консультации по разработке подобных проектов.

Социально-психологическая реабилитация

Зрение играет большую роль практически во всех видах человеческой деятельности, так как именно с его помощью человек имеет возможность воспринимать окружающий мир и контролировать выполняемые действия.

Приводить примеры значимости зрения можно бесконечно. Очевидно, что полная или частичная его потеря влияет на физическое, психическое, эмоциональное состояние и социальное положение человека. С потерей зрения человек, как правило, ощущает глобальное обесценивание всех жизненных ценностей, глубокое отчаяние и абсолютное неверие в успешность перспективы своей жизни. Потеря смысла жизни, чувство жизненного тупика, абсолютная бессмысленность каких-либо действий во имя жизни - вот те чувства, которые наполняют ослепшего, потому что слепота является всегда неожиданностью вне зависимости, по какой причине, при каких обстоятельствах и в течение какого промежутка времени она наступила.

Утрата зрения, а вместе с ним отражательной и регулирующей функций человеческой психики, влияет на автоматизированность поведения. Многие выработанные ранее навыки (основные из которых: ориентировка в пространстве, навыки в общении и выполнение профессиональных обязанностей) вдруг становятся трудно решаемой и при этом постоянно стоящей пред человеком задачей. Невозможность воспринимать окружающее пространство старыми, привычными способами рождает сложно преодолимый страх этого пространства. Зацикливание на физической слабости приводит к потере ориентиров и способности отслеживать опасность и своевременно реагировать на нее. Все это в геометрической прогрессии увеличивает всевозможные страхи и неуверенность инвалида по зрению в своих силах и возможностях. При этом неизмеримо высоко подскакивает его внутреннее психическое напряжение, что толкает человека на неоправданные, необоснованные конфликты с окружающими и с самим собой.

Как правило, потеря зрения влияет и на межличностные связи, распад которых идет значительно быстрее, чем их налаживание. Потеря зрения сама по себе внезапно становится основой болей и страданий по многим причинам, среди которых:

    слепота - источник сильнейших негативных (зачастую неконтролируемых) эмоций из-за возникающих на каждом шагу трудностей преодоления пространства и трудностей осуществления социальных контактов;

    потеря адаптационных возможностей ведет к формированию многих страхов, в том числе страха одиночества и смерти;

    потеря зрения нарушает трудоспособность человека, что отрицательно сказывается на материальном благосостоянии семьи незрячего, резко понижается социальный статус самого ослепшего;

    необратимые изменения внешности после потери зрения (например, вследствие ДТП, производственных травм или травм другого рода) активизируют эмоцию стыда, еще более нарушающую внутреннее равновесие человека и разрушающую его социальные контакты.

 

Потеря зрения вдруг ставит человека перед огромным количеством нерешенных задач, и, к сожалению, самостоятельное их решение возможно только для единиц. Ослепший человек нуждается в целом ряде специально организованной помощи, в комплексе профессиональных услуг и в доброй, душевной, терпеливой поддержке близких, ведь реабилитация в человеческом смысле слова - это взаимодействие инвалида по зрению (или, попросту, человека, попавшего в трудную ситуацию) с заинтересованными в этой реабилитации людьми. Чтобы процесс реабилитации был запущен, пошел в правильном направлении и дал хорошие результаты, необходимо сознательное взаимодействие участников этого процесса.

Для снижения выше перечисленных проблем и направлена деятельность структурных подразделений Всероссийского общества слепых. В 2006 году, на базе клуба Курского производственного предприятия «Магнит» ВОС был открыт Центр реабилитации слепых Курской областной организации ВОС.

Первые специалисты ЦРС, которые начинают работать с реабилитантам, - это специалисты по социальной реабилитации. Они при первоначальном обращении проводят:

    анкетирование;

    определяют социальный статус клиента;

    выявляют физическое и психологическое состояние его здоровья;

    определяют реабилитационный потенциал, заводят индивидуальную карту реабилитанта и знакомят с другими специалистами.

После консультации со специалистами разрабатывается личная программа реабилитации, которая может осуществляться в режиме индивидуальных или групповых занятий.

В процессе реабилитации, можно узнать много нового о самом себе, об особенностях своего темперамента, о тех чертах характера, которые помогают или мешают ему в жизни.

Специалистами ЦРС оказывается как экстренная психологическая помощь инвалидам и их родственникам, так и систематическая поддержка эмоционального равновесия. Для этого создан кружок психологических знаний «Калейдоскоп», на котором обсуждаются наболевшие проблемы и пути их решения, а также клуб интерактивного общения "Счастье - каждому". На проводимых нами тренингах у реабилитанта появляется возможность освоить навыки эффективной коммуникации, стать более уверенным в себе, научиться грамотно выходить из конфликтных ситуаций, открыть для себя новые пути для личностного роста.

В 2009 году на средства выигранного гранта в ЦРС был оборудован кабинет психологической разгрузки, который сразу же полюбили наши реабилитанты.

Разнообразное сенсорное оборудование (настенные панно, фонтаны,фибероптические волокна, пузырьковые колонны и т.д.) создает особую расслабляющую атмосферу и способствует плодотворной работе с реабилитантами.

Сенсорная комната – это особым образом организованное пространство, наполненное различного рода стимуляторами. Сочетание света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений оказывает благоприятное воздействие на физическое и психологическое состояние реабилитанта. В сенсорной комнате появляется уникальная возможность почувствовать очарование «живой сказки», ощутить себя в полной безопасности, проникнуться ощущением радости и счастья. Занятия в кабинете психологической разгрузки направлены на снятие нервно-психического и мышечного напряжения, стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности, развитие внимания и творческих способностей, коррекцию эмоционального состояния.

Работа на регулирование эмоционального состояния в нашем кабинете и посещение кружка психологических знаний в значительной степени расширяют кругозор реабилитантов, открывают перед ними горизонты такой интересной науки о человеке и его душе, как психология.

Проходя социально -психологическую реабилитацию, инвалиды по зрению в соответствии с рекомендациями, прописанными в индивидуальной карте реабилитанта, параллельно проходят реабилитацию и у других специалистов ЦРС по иным направлениям комплексной реабилитации (социально-бытовая, информационная реабилитация, занятия в кружках, клубах по интересам, спортивных секциях, в художественной самодеятельности и т.д.).