http://kursk-izvestia.ru/ Газета Курские известия

Проблемы курских слепых, которые не видят зрячие

20 марта 2018 в 10:49Проблемы курских слепых, которые не видят зрячие

Ежегодно акция «Белая трость» выявляет нарушения прав незрячих людей

 

По последним данным, в Курске проживают более одной тысячи незрячих и слабовидящих людей, а в регионе их около 5 тысяч. Каждый день эти люди преодолевают сложные барьеры, чтобы добраться в магазин, аптеку, поликлинику. Препятствиями для них являются ступеньки, бордюры, скользкое покрытие, отсутствие тактильных показателей и многие другие преграды. Свои права слабовидящие защищают с помощью Курской областной организации Всероссийского общества слепых (ВОС). Сегодня мы расскажем читателям «КИ» о том, как идёт адаптация инфраструктуры Курска для незрячих и слабовидящих.

Чтобы понять проблемы слепого человека, нужно закрыть глаза и попытаться выйти из дома, добраться до ближайшей остановки, сесть в общественный транспорт и доехать до работы или магазина. Уверен, никто из зрячих самостоятельно не преодолеет и четверти этого пути. Представляете, какие трудности ежедневно испытывает полностью или частично слепой человек?

 

Перекрёстки Курска

Одна из опасностей поджидает незрячих людей при переходе через проезжую часть. Чтобы сделать эту процедуру менее проблематичной, в Курске идёт поэтапное оснащение перекрёстков светофорами, оборудованными звуковыми сигналами. Как рассказал корреспонденту «КИ» председатель Курской областной организации ВОС Валентин Твердохлеб, по официальным данным, в Курске из 139 светофорных объектов оснащены звуковым сопровождением 112. Казалось бы, проблема почти решена, но на деле получается всё не так просто.

В конце прошлого года в рамках акции «Осторожно, незрячий пешеход» был проведён очередной мониторинг состояния светофорных объектов Курска, а также наличие, работоспособность и использование средств оповещения пассажиров об остановках в городском транспорте.

Каждые 5 секунд на нашей планете слепнет взрослый человек,

а каждую минуту теряет зрение один ребёнок.

Акция была посвящена Международному дню белой трости. В состав рабочей группы входили руководитель областного Центра реабилитации слепых Даниил Кулаков и специалист центра Анатолий Асташов, государственный инспектор ОГИБДД УМВД России по г. Курску Иван Афанасьев, уполномоченный по правам человека в Курской области Владимир Фирсов.

— Проверка показала, что из 112 «звуковых» светофоров нормально работают лишь 25%, звучат с одной стороны 42%, не звучат вообще 33%, — цитирует акт обследования Валентин Твердохлеб. – Во время проверки особое внимание уделялось улицам Курска, по которым проходят маршруты движения людей с нарушением функций зрения, в том числе по пути к жизненно важным объектам – больницам, аптекам, пенсионному фонду, почте и другим.

 

«Немой» транспорт

Городской транспорт – это ещё одна из проблем слепых, которую не видят зрячие. Объявление остановок в курских маршрутках и автобусах организовано неудовлетворительно. Мониторинг показал, что автоинформаторами оборудовано 62% проверенных единиц общественного транспорта, а на тех маршрутках и автобусах, где они установлены, не работает 42%, а 19% едва слышно. По правилам перевозок пассажиров при отсутствии автоинформатора остановки должны объявлять водители или контролёры. Но проверка показала, что это делается только в одной из десяти единиц техники. В остальных случаях слепым приходится либо считать остановки по памяти, если это привычный маршрут, либо постоянно спрашивать у пассажиров, где им выходить.

— Мы неоднократно обращались с этой проблемой в департамент транспорта городской администрации, и нам обещали провести работу с водителями, — комментирует ситуацию председатель Курской областной организации ВОС Валентин Твердохлеб. – Но, видимо, не все руководители и собственники транспортных предприятий в полной мере реагируют на наши просьбы.

Вот что, в частности, ответила Курской областной организации ВОС в 2015 году директор департамента транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Курска Надежда Пупко: «Администрация г. Курска большое внимание уделяет созданию комфортной и безопасной среды для людей с ограниченными возможностями. Одно из его направлений – обеспечение доступной среды для инвалидов по зрению. При проведении проверок по работе «Автоинформаторов» было установлено, что не все водители включают «Автоинформаторы». С водительским составом проводятся регулярные инструктажи в части культуры обслуживания пассажиров».

На улице 2018 год, но проблема осталась нерешённой.

На прошлой неделе «КИ» провели свой мониторинг и убедились, что на многих маршрутах городского транспорта (особенно у частных перевозчиков на пазиках и в микроавтобусах) остановки не объявляют. Некоторые водители на вопрос, почему они этого не делают, отвечали: «Сложно каждый раз кричать название остановок». Следует заметить, что при этом они не устают постоянно напоминать пассажирам, чтобы те передавали деньги за проезд.

И зрячие иногда бывают слепцами, это зависит от того,

какое сердце у каждого из нас.

Вопрос защиты прав инвалидов по зрению встал настолько остро, что Курская областная организация ВОС в 2016 году обратилась к прокурору города Курска с просьбой провести проверку исполнения ФЗ-№181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. К заявлению была приобщена внушительная переписка с различными ведомствами.

В своём ответе городская прокуратура объяснила, что, по данным департамента транспорта, связи и дорожного хозяйства города Курска, определённая работа по этому направлению проводится, остановки водители объявляют, поэтому оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.

— Мы не хотим сказать, что ничего не делается для слабовидящих, и понимаем финансовые трудности бюджета, — говорит Валентин Твердохлеб. – Но для наведения порядка с водительским составом в дополнительных затратах нет необходимости.

Валентин Викторович добавил, что не нужно тратить деньги на устаревшие светофоры со звуковыми сигналами. Зачастую они работают круглосуточно, и в жилых массивах люди жалуются на их шум в ночное время, особенно летом, когда в квартирах открыты окна. Сегодня выпускают светофоры, которые можно перепрограммировать с помощью дистанционного пульта на комфортный режим отключения в вечернее и ночное время.

 

В магазин, как на войну

Ещё одна проблема существует у незрячих людей, которым повезло получить в помощники собаку-проводника. В Курской области пока только восемь инвалидов по зрению имеют четвероногих поводырей. Однако эти люди постоянно сталкиваются с тем, что их не пускают с собаками в транспорт, магазины, поликлиники, различные учреждения.

— Мы испытываем трудности почти каждый день, — рассказывает незрячая владелица собаки-поводыря Анна Наумова. — Часто не пускают с собакой в магазины, особенно в продовольственные, и каждый раз приходится доказывать свою правоту. Такое впечатление, что охранников при приёме на работу не инструктируют на знание элементарных законодательных норм. В продуктовые отделы идёшь, как на войну.

Также Анна рассказал, что часто ей приходится пререкаться с контролёрами по 10 — 15 минут, приглашать администратора или директора ради того, чтобы ей разрешили сделать покупку.

— В федеральном законе о социальной защите инвалидов собака-проводник прописана отдельной строкой, — поясняет Анна. — В паспорте собаки-проводника есть распечатка этой статьи закона, в ней говорится, что она может в наморднике проходить со мной везде, в магазины и во все виды транспорта, в том числе и такси.

Доходило до того, что Анна вынуждена была отстаивать свои права с помощью прокуратуры и уполномоченного по правам человека по Курской области.

По результатам одного из таких обращений директор городского департамента транспорта Надежда Пупко ответила Анне Наумовой: «Водители и кондукторы предупреждены о недопущении случаев отказа в провозе собаки-проводника, сопровождающего инвалида-слепого».

Да, многое ещё предстоит сделать в нашем обществе, чтобы отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья изменилось в лучшую сторону. И дело не только в строгом выполнении законов. Что, например, мешает курским водителям быть внимательными к слепым пассажирам?

— Водители же видят, что в автобусе на выход готовится незрячий человек, но они могут позволить себе остановиться и открыть дверь где угодно, перед сугробом или лужей, — делится печальным опытом Анна Наумова. — Каждый раз думаешь, довезли тебя до остановки или нет, где высадят? Ведь вообще можно остаться на проезжей части.

Остаётся добавить, что мы не в силах вернуть незрячим людям зрение. Но мы можем постараться сделать их жизнь более комфортной и полноценной. Не стоит забывать, что слепым людям могут помочь только зрячие.

Валерий Денисов

 

Справка «КИ».
В России уже давно существует ГОСТ, который определяет, какими должны быть сигналы светофора для слепых людей. По ГОСТу шум надо определять не на глаз или слух, а измерять шумомером 1-го класса точности. Каждый светофор подлежит индивидуальной настройке.